10.12.2024
Я рад, что началась дискуссия о прошлом, настоящем и будущем развития системы здравоохранения в стране. Это важно, поскольку долгие годы таких обсуждений не было. Необходимо проанализировать идеи, которые остаются актуальными.
Статья «Почему надо забыть наркома Семашко» создаёт впечатление, что всё, что было раньше, — ужасно и требует забвения. Однако я так не считаю. Не предлагаю двигаться вспять, но и неправильно отказываться от наработок, которые развивались в мире десятилетиями.
У меня большой опыт участия в обсуждении развития систем здравоохранения в разных странах. Моя работа включала участие в правительственных грантах, где я знакомился с системами здравоохранения четырёх стран. Всегда с уважением относился к «советской» системе здравоохранения, которая доминирует во многих странах, включая Великобританию и некоторые страны постсоветского пространства.
Я работал в рамках реализации займа Международного банка реконструкции и развития по реструктуризации отечественной системы здравоохранения. За моими плечами многолетние экспертизы в Госдуме, Минздраве, правительстве, участие в написании и обсуждении многочисленных законов, постановлений и приказов.
В тексте неоднократно используется слово «коммунистический» в негативном контексте. Однако стоит отметить, что социальные (социалистические) партии и решения также имели место в истории России и Европы.
Дореволюционная Россия не имела единой системы здравоохранения в математическом понимании этого слова. Единственными государственными медицинскими ведомствами были МВД, но оно скорее занималось тюремными проблемами и устранением последствий эпидемий. Не было организованной земской, заводской, благотворительной, МПС и военной медицины — эти сегменты существовали сами по себе.
Необходимость реформ была очевидна, но процесс затянулся на 30 лет. Боткин, Рейн и Семашко говорили о создании единой национальной системы народного здравоохранения.
Семашко выступал за общедоступность и бесплатность медицинской помощи. Это вызывало критику со стороны апологетов капитализма, но уже с 1910 года социалистические подходы частично были реализованы в царской России. Однако создать единую безбарьерную систему так и не удалось.
В СССР были сложности с высокотехнологичной помощью, но проблемы решались. Строились новые корпуса больниц и поликлиник, появлялись медучреждения в сёлах, развивались санатории. Служба крови работала эффективно, не было случаев заражения ВИЧ-инфекцией при переливании компонентов крови.
Разобщение медицины в России препятствовало борьбе с эпидемиями. Единая медицинская система быстро справилась с эпидемиями. Медицина стала ответственной за помощь при голоде, развившемся после войны, разрухи и неурожая.
Печатных работ у Семашко немного, и он не описывал свою систему в превосходной степени. Он говорил о привлечении рабочих организаций в городах и деревенской бедноты в деревнях.
Информация о том, что лучшие врачи бежали, а оставшиеся были плохими, не соответствует действительности. Профессор Владимир Иосифович Бородулин опубликовал книгу о выдающихся терапевтических школах страны и судьбах известных «основоположников».
Никакого специального давления на врачебное сословие не было, кроме закрытия Пироговского движения. Однако движение это занималось остракизмом врачей, работающих с новой властью, и публиковало их списки в журнале.
В противовес, московское терапевтическое общество собиралось и обсуждало проблемы вполне лояльно. Мы с В. Власовым были в руководстве воссозданного в нулевые годы Пироговского движения и продвигали там идеи именно системы Семашко.
В статье В. Власова говорится, что централизованное бюджетное финансирование организаций здравоохранения создало самую дешёвую систему для трудящихся. Её главными чертами были бесплатная доступность участкового врача и доступность госпитализации в больницы. В те далёкие годы участковый врач мало чем мог помочь, не было действенных лекарств, не было КТ, МРТ, эндоскопии, противоопухолевого лечения.
Упрёки по лечению элиты также не имеют оснований. Мой отец, академик А.И. Воробьёв, возглавлял в 4-м управлении терапевтическую и гематологическую службы. Никогда не приглашали врачей туда из-за границы. Рецепты с «импортными» и недоступными лекарствами отоваривались в приёмной Минздрава СССР.
С момента распада Советского Союза прошло более 30 лет. Но уже на излёте советской власти нам стали внедрять принципиально отличные от подходов системы Семашко управленческие технологии. Разделили систему здравоохранения на три, разделили ответственность государства за здоровье граждан между субъектами Федерации. Навязали обязательное медицинское квазистрахование, которое не является страхованием, а лишь способом отъёма денег у работодателя и государства.
Мы знаем организации, которые засветились на разрушающем поприще: Мировой банк реконструкции и развития, консалтинговая компания «МакКинзи», Высшая школа экономики. Стараниями А. Рагозина и В. Гришина найдены документы, по которым можно установить, как мы сами, но с направляющей дланью «из-за бугра», превратили здравоохранение страны в платное, необщедоступное.
Врачи должны быть субъектами права и иметь лицензию, а не медицинские организации. Но хваленое НМО — это жуткий сон разрушения системы последипломного образования со своими фантомами, аккредитациями, отказом от институтов интернатуры и ординатуры.
Убеждён: в стране должна быть одна национальная система здравоохранения с общегосударственным органом управления, централизованным распределением государственных бюджетных финансов и единой ответственностью.
Частные клиники вписываются в бюджетное финансирование, если гарантируется справедливое распределение средств, включая воспроизводство (но не сверхприбыли), покрывающее все затраты на оказание помощи, а не по отдельным «статьям», как сейчас.
Необходимо создать Кодекс национальной системы здравоохранения, который будет базироваться на лучших подходах, созданных в рамках реализации и научного осмысления «системы Н.А. Семашко».
Обучение врачей организация здравоохранения и общественное здоровье.