Счётная палата обратила внимание Минздрава на возможности оптимизации расходов средств ОМС.

Счётная палата обратила внимание Минздрава на возможности оптимизации расходов средств ОМС.

01.05.2025 03:31:43

Анализ аудита расходов средств ОМС

Обзор данных

Счётная палата провела аудит расходов средств ОМС за 2021–2023 годы и выявила необоснованные траты на выполнение медработниками задач, не имеющих отношения к непосредственному оказанию медицинской помощи. Также было обнаружено, что ряд медучреждений в регионах платит слишком много административно-управленческому персоналу.

В среднем на немедицинские задачи врачи тратят от 2 до 50% своего рабочего времени, в зависимости от субъекта. Средняя доля таких трудозатрат составляет 18,4%. Счётная палата оценила среднюю стоимость рабочего времени, уходящего у врачей на немедицинские функции, в 179 млрд рублей.

Аналогичная ситуация наблюдается по среднему медперсоналу. В медорганизациях сохраняется практика их привлечения к немедицинским задачам, например, к работе в архиве или регистратуре. По данным статистики, в 2023 году в России немедицинские обязанности выполняли свыше 17 тыс. средних медработников.

Также аудит выявил, что в ряде медорганизаций фонд оплаты труда административно-управленческого и прочего персонала превышает рекомендованную долю в 40% от общего ФОТ. Потенциальная экономия здесь может составить 318,7 млн рублей.

Дополнение экспертного анализа

Результаты аудита свидетельствуют о необходимости оптимизации расходов средств ОМС. Это особенно актуально в условиях роста финансирования системы ОМС. В 2025 году государство планирует потратить на ОМС почти 4,5 трлн рублей, что на 15,4% больше, чем в прошлом году.

Одним из резервов экономии может стать снижение трудозатрат медработников на выполнение немедицинских задач. Это позволит высвободить время для непосредственного оказания медицинской помощи и повысить качество медицинских услуг.

Кроме того, необходимо оптимизировать расходы на медицинское оборудование. Аудит выявил факты приобретения дорогостоящей медтехники в операционную аренду, при этом в ряде случаев стоимость аренды превышала стоимость самого оборудования.

Также необходимо установить контроль за использованием дорогостоящего оборудования для оказания платных услуг. Расходы на его ремонт и обслуживание должны покрываться за счёт средств ОМС в соответствии с пропорциональным распределением источников финансирования.

Выводы и рекомендации

Счётная палата предложила правительству поручить Минздраву:

  • Рассмотреть вопросы о внедрении в способы оплаты медпомощи механизмов финансовой мотивации для медорганизаций, показывающих лучшие результаты по экономности использования средств ОМС.
  • Установить в Правилах ОМС ограничения на предельный размер увеличения объёмов финансового обеспечения медорганизации в течение года в отсутствие соответствующего роста объёмов оказания помощи.
  • Разработать методические рекомендации по установлению показателей результативности деятельности для медорганизаций, оказывающих специализированную и скорую помощь.
  • Рассмотреть вопрос о централизации экономических служб медорганизаций в субъектах по аналогии с реализуемыми проектами по централизованной бухгалтерии.

Сравнительный анализ

Результаты аудита могут быть сопоставлены с данными других исследований, посвящённых оптимизации расходов в системе здравоохранения. Например, аналогичные исследования могут выявить общие тенденции и проблемы, связанные с неэффективным использованием ресурсов.

Международный опыт также может быть полезен для разработки рекомендаций по оптимизации расходов. Например, в некоторых странах внедряются системы оплаты труда медработников, основанные на результатах их деятельности. Это позволяет стимулировать медработников к более эффективному использованию ресурсов.