Образование не служило защитой от возрастного ухудшения когнитивных функций.

Образование не служило защитой от возрастного ухудшения когнитивных функций.

31.07.2025 03:31:20

Исследование когнитивного старения

Обзор данных

Эксперты Университета Осло поставили под сомнение представление о защитной роли образования против старения мозга. В крупнейшем международном исследовании когнитивного старения, опубликованном в журнале Nature Medicine, учёные пришли к выводу, что хотя более высокий уровень образования ассоциирован с лучшими показателями памяти, большим внутричерепным объёмом мозга и немного большим объёмом его областей, связанных с памятью, это не влияет на темпы возрастного снижения когнитивных функций.

Исследование охватило 170 795 человек старше 50 лет из 33 западных стран с периодом наблюдения до 28 лет. В него вошли более 420 тыс. когнитивных тестов и обследований, включая МРТ. Тестировались память, логическое мышление, скорость обработки информации, языковые способности. МРТ-анализ охватил более 6400 человек.

Дополнение экспертного анализа

Предыдущие исследования в этой области были ограничены выборками из отдельных стран и давали противоречивые данные. Новая работа охватывает как европейцев и американцев, так и азиатское и австралийское население, что делает её наиболее репрезентативной.

Когнитивный «запас» в начале жизни может давать временное преимущество, но не защищает от биологических процессов старения. Это подчёркивает необходимость разработки комплексных программ по здоровому старению мозга, которые должны охватывать все этапы жизни, а не только детство и молодость.

Медицинские новости. Только суть.

Свежие препараты, важные законы, открытия, происшествия и скандалы, карьерные советы.
Всё, что важно врачу — за 120 секунд.

Подпишитесь, где удобно: Telegram @edumednmo ВКонтакте edumedru

Результаты исследования важны для понимания механизмов когнитивного старения и разработки стратегий поддержания здоровья мозга в пожилом возрасте. Они подчёркивают необходимость комплексного подхода, включающего не только образование, но и регулярную физическую активность, когнитивную стимуляцию, поддержание социальных связей и профилактику сосудистых заболеваний.

Выводы и рекомендации

Для поддержания здоровья мозга в пожилом возрасте одного образования недостаточно. Необходим пожизненный многофакторный подход:

  • Регулярная физическая активность.
  • Когнитивная стимуляция.
  • Поддержание социальных связей.
  • Профилактика сосудистых заболеваний.

Разработка программ по здоровому старению мозга должна охватывать все этапы жизни.

Сравнительный анализ

Предыдущие исследования в этой области часто ограничивались выборками из отдельных стран и давали противоречивые данные. Новая работа охватывает более широкий географический охват и является более репрезентативной. Результаты исследования согласуются с выводами о том, что для поддержания здоровья мозга в пожилом возрасте необходим комплексный подход.

 

Еще важные и полезные новости для вашей специальности:

 

Для этой специальности есть курсы повышения квалификации, переподготовки и аккредитации.