28.12.2024
Счётная палата рекомендовала Министерству здравоохранения России проработать с регионами возможность повышения эффективности государственных закупок лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП за счёт централизации аукционов.
Анализ закупок за 2021–2023 годы показал, что механизм централизованных закупок лекарств из перечня применяется только в половине регионов.
Счётная палата рекомендовала Минздраву России до 1 июля 2025 года провести работу с регионами по повышению эффективности закупок лекарственных средств из Перечня ЖНВЛП. Речь идёт о централизации аукционов и проведении совместных межрегиональных торгов, которые позволят сократить бюджетные расходы.
Сейчас только в 44 регионах внедрён механизм централизованных закупок лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП, в 32 из них это привело к положительному экономическому эффекту. Там стоимость закупленных медикаментов оказалась на 4,2 % ниже, чем при самостоятельных торгах.
В Счётной палате отметили, что отдельные регионы закупают лекарственные препараты по ценам выше, чем соседние субъекты. Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств. Использование механизма централизованных закупок должно обеспечить консолидацию потребности в лекарственных препаратах и их эффективную закупку крупными партиями по минимальным ценам.
Недостатки в работе информационных систем Минздрава, таких как Государственный реестр, ИАС, ЕСКЛП, ГРЛС, не позволяют обеспечить внедрение механизма референтных цен на препараты, в отношении которых установлена взаимозаменяемость, а также правильность принятия заказчиками управленческих решений при организации закупок лекарств.
Например, методика сбора данных и расчёта показателя, характеризующего изменение уровня розничных цен на препараты из Перечня ЖНВЛП в амбулаторном сегменте и рассчитываемого Росздравнадзором, не учитывает объёмы их продаж и не отражает рост цен.
При описании объекта закупки заказчики не всегда учитывают эквивалентные лекарственные формы и дозировки, в том числе с учётом сведений, содержащихся в ЕСКЛП; выставляют очень маленькие сроки между датами заключения контракта и сроком поставки; объявляют аукционы на незначительные объёмы лекарств, что приводит к нежеланию поставщиков участвовать в них. Отсюда — несостоявшиеся конкурсные процедуры и закупки препаратов по завышенной стоимости.
На региональном уровне начало поставки лекарств централизованными заказчиками планируется в среднем в течение 5,4 календарных дня (+2,8 дня к федеральным заказчикам), в самостоятельных закупках — в течение 4,3 календарных дня (+1,6 дня к федеральным заказчикам).
Действующий порядок расчёта предельной отпускной цены на лекарственный препарат не предусматривает контроля за достоверностью и обоснованностью включённых производителем затрат в расчёты. Это создаёт возможность завышения предельной отпускной цены, в том числе за счёт включения в неё финансовых премий (бонусов) дистрибьюторам.
При этом в последние годы наибольший объём лекарств приобретался в ценовом сегменте от 900 до 5 тыс. руб. Отмечаются длительные процедурные сроки рассмотрения документов — до 70 рабочих дней — при регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены (при отсутствии возможности электронного документооборота), что затрудняет быстрый выход на внутренний рынок эффективных препаратов.
Президент Владимир Путин ранее поручил Минздраву ввести в Комиссию по формированию лекарственных перечней представителей пациентского сообщества. Представители пациентских организаций присутствуют на заседаниях комиссии и высказывают свою позицию по рассматриваемым для включения в перечни препаратам, но без права участвовать в голосовании.
После состоявшихся в конце августа заседаний Комиссии Минздрава по формированию лекарственных перечней пациентские организации выразили разочарование результатами голосования. Всероссийский союз пациентов попросил Минздрав разъяснить принципы отбора препаратов, отмечая, что в Перечень ЖНВЛП не вошли современные лекарственные средства для лечения ряда состояний, в том числе не имеющие других терапевтических альтернатив. Это может привести к преждевременной смерти более 1,1 тыс. человек и повлечёт дополнительные расходы системы здравоохранения.