Для выполнения майских указов и повышения зарплат медицинских работников требуется 380 миллиардов рублей.

22.03.2024 13:12:55
Для реализации программы государственных гарантий с соблюдением необходимого уровня качества и доступности медицинской помощи требуется дополнительное финансирование в размере 586,2 млрд рублей, как сообщила Счётная палата РФ. Большая часть этой суммы, а именно 379 млрд рублей, необходима для повышения зарплат медицинских работников первичного звена до уровня, установленного майскими указами президента, а также для покрытия расходов на текущую деятельность.
Также Счётная палата отметила, что на дофинансирование скорой медицинской помощи требуется 22,9 млрд рублей.
Если устранить кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и достичь целевых показателей по укомплектованности медицинскими кадрами, то только на фонд оплаты труда медицинского персонала дополнительно потребуется в 2024 году 133,2 млрд рублей, а в 2025 году — 139,7 млрд рублей.
Анализ показал, что в среднем расчётная стоимость стандарта специализированной медицинской помощи превышает фактическую на 14,2%. Однако по 66 стандартам фактическая стоимость лечения была выше расчётной, а по 89 — ниже. В целом объём средств, необходимый для оказания медицинской помощи в соответствии с указанными стандартами, был выше фактического объёма средств, направленных на оплату оказанной медицинской помощи, на 13,9%, или на 61,4 млрд рублей.
Счётная палата просит Минздрав провести анализ клинических рекомендаций и разработанных на их основе стандартов медицинской помощи. Ведомству следует доработать их с учётом фактического предоставления пациентам медицинских услуг и лекарственных препаратов, не включённых в стандарты. Также Минздраву следует оценить экономическую и клиническую обоснованность оказания отдельных медицинских услуг, предусмотренных в стандартах, но не предоставляемых в реальности, а также рассчитать потребность в паллиативной помощи.
Аудиторы сообщают, что региональные медицинские организации при оказании гражданам специализированной медицинской помощи предоставляют не все услуги и лекарственные препараты, предусмотренные стандартами медицинской помощи. Стандарты не унифицированы в части наименований лекарственных препаратов и содержат значительные ошибки, что затрудняет их применение на практике.
Анализ показал, что медицинские организации в среднем выполняют 67% услуг, предусмотренных стандартами медицинской помощи, но в то же время предоставляют медицинские услуги и лекарственные препараты, не предусмотренные утверждёнными стандартами. Актуализированными стандартами медицинской помощи на сегодняшний день охвачено не более 21,9% нозологий, включённых в МКБ-10.
Ведомство также просит разобраться с тем, что в отдельных случаях регионы без соответствующего обоснования утверждали нормативы медицинской помощи ниже уровня средних нормативов, установленных на федеральном уровне. Есть признаки формального подхода регионов к формированию территориальных программ.
Формально количество регионов, в которых нет дефицита в территориальных программах, снижается. В 2023 году дефицит финансового обеспечения территориальных программ был отмечен в 13 регионах и составил 19,7 млрд рублей, в 2022 году — в 20 регионах на 20,3 млрд рублей (18,7% потребности в бюджетных ассигнованиях). В 2021 году дефицит был зафиксирован в 20 субъектах на 22,5 млрд рублей (21,6% потребности).
Ранее Минздрав назвал регионы-лидеры по объёму кредиторской задолженности больниц. Основная часть «плохих долгов» приходится на три субъекта (Магаданская и Нижегородская области и Республика Карачаево-Черкесия). Общая просроченная кредиторская задолженность российских медорганизаций сократилась в 2024 году — с 20 млрд до 17 млрд рублей.
В прошлом году заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский заявил, что, в отличие от системы пенсионного обеспечения, система ОМС сбалансирована и не требует трансфертов на покрытие дефицита бюджета. По его словам, риск её потенциального дефолта отсутствует, немногие отрасли «могут похвастать приростами финансирования в 10–15% в год». При этом, хотя тарифы ОМС едины для всех медорганизаций в системе ОМС, возникают вопросы, почему одним клиникам денег не хватает, а у других остаются излишки.

