
02.02.2025 03:30:20
Почти удалось наладить финансовую дисциплину в системе здравоохранения. Объём «плохих долгов» в медицинских организациях, которые оказывают помощь за счёт средств ОМС, на начало года составляет 12,3 млрд рублей.
За 2024 год просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций, работающих в системе ОМС, сократилась почти на 5 млрд рублей. Такие данные привела на совещании с территориальными фондами заместитель председателя Федерального фонда ОМС (ФОМС) Ирина Соколова.
По её словам, это произошло благодаря усилению контроля за расходами медучреждений со стороны ФОМС. В результате, по данным на 1 января 2025 года, просроченная кредиторская задолженность организаций, которые оказывают медицинскую помощь за счёт средств ОМС, составляет 12,3 млрд рублей.
«Проблем с финансированием нет, ресурсы для того, чтобы не допускать просроченной кредиторской задолженности, имеются, их размер ежегодно увеличивается. Мы ежемесячно собираем информацию, видим все отклонения. Число регионов-должников сократилось с 49 до 39, в 21 регионе задолженность снизилась, в 14 — полностью погашена», — цитирует Соколову пресс-служба ФОМС.
При этом остаются регионы, которые не только не могут сократить задолженность, но и продолжают её наращивать, отметила зампредседателя фонда. По её мнению, причины увеличения и сохранения объёмов кредиторской задолженности связаны с организацией и планированием деятельности. Долги формируются в тех медучреждениях, которые не выполняют установленные объёмы медицинской помощи. Поэтому ФОМС совместно с региональными органами управления здравоохранением и территориальными фондами ОМС продолжит анализировать ситуацию и принимать меры по погашению задолженности.
Как сообщал в июле прошлого года заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский, основной объём «плохих долгов» приходится на три региона: Магаданскую и Нижегородскую области и Республику Карачаево-Черкесия. Минздрав оценивал ситуацию с задолженностью медучреждений как стабильную, писал «МВ».
В последние три года средний темп прироста нормативов финансовых затрат на отдельные виды медицинской помощи в системе ОМС был ниже уровня инфляции. При этом прирост финансирования из источников ОМС был выше по сравнению с бюджетным, сообщала в сентябре 2024 года заместитель директора по экономике здравоохранения Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Ольга Обухова.
Ранее эксперты заявили, что замена в ходе реформ 90-х постатейного бюджета на менее эффективные методы оплаты услуг и бюджетирование амбулаторной помощи методом подушевого норматива закономерно привела к кассовым разрывам, массовой кредиторской задолженности и росту административных издержек медорганизаций, к росту коррупции и падению доступности помощи. По их оценкам, необходимо закончить социальные эксперименты 90-х и вернуться к доказавшему свою эффективность постатейному бюджету, модернизации и развитию этого метода.