На 2025 год утверждена программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

На 2025 год утверждена программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

31.12.2024

Правительство утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ПГГ) на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Документ с приложениями опубликован на портале publication.pravo.gov.ru и доступен на «МВ».

Нормативы базовой программы ОМС рассчитаны с учётом основных параметров сценарных условий прогноза социально-экономического развития РФ на предстоящую трёхлетку (от 26.08.2024). По этому прогнозу индексация среднемесячной зарплаты работников составляет:
* на 2025 год — 113,2%;
* на 2026-й — 110,2%;
* на 2027-й — 108,3%.

Инфляция прогнозируется на уровне 104,5%, 104%, 104% соответственно.

При расчёте была учтена структура расходов на заработную плату и прочие расходы исходя из фактических показателей 2023 года по данным годовой формы федерального статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению». Кроме того, предусмотрена дополнительная индексация до фактической заработной платы в 2024 году (рост на 117,8%).

Проект программы содержит ряд новых положений по сравнению с ПГГ 2024 года. Средние нормативы объёма медпомощи, оказываемой за счёт бюджетных ассигнований, сохранены на 2025 год на уровне текущего года, а на 2026–2027 годы планируется снижение нормативов для первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях:
* на 0,7% — для посещений с профилактической и иными целями (0,725 посещения на 1 жителя) и обращений по заболеваниям (0,143 обращения на 1 жителя);
* на 2% — для медпомощи в дневном стационаре (0,00096 случая лечения на 1 жителя).

Нормативы объёма специализированной медпомощи в стационарных условиях снижены на 1,4%, до 0,0136 случая госпитализации на 1 жителя. При этом средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медпомощи увеличены на 2025 год в среднем на 18%.

Средние нормативы объёма медпомощи, оказываемой за счёт средств ОМС, также скорректированы. Так, норматив на посещения в рамках профилактических медосмотров снижен на 14,3% по сравнению с 2024 годом, а на посещения в рамках диспансеризации — увеличен на 11,3%. Средние нормативы объёма скорой медицинской помощи на 2025–2027 годы сохранены на уровне 2024 года и составляют 0,29 вызова на 1 застрахованного.

Дополнительно планируется выделить нормативы объёма медпомощи и нормативы финансовых затрат на проведение диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья россиян. Этими мероприятиями предполагается охватить 32% от численности женщин и мужчин в возрасте 18–49 лет (19,4 млн человек). Расходы на эти цели составят в 2025 году 42,85 млрд руб.

Впервые в проекте ПГГ установлены нормативы объёма медпомощи на посещения с профилактическими целями центров здоровья — 5% от работающего населения в 2025 году (3,2 млн человек). Расходы на эти цели запланированы на 2025 год в размере 4,4 млрд руб.

Предусматривается увеличение на 18% среднего норматива объёма медпомощи по профилю «Онкология»:
* в условиях дневных стационаров — с 0,011726 случая лечения в 2024 году до 0,013842 случая в 2025–2027 годах при стоимости 76 759,3 руб. на 2025 год;
* в условиях круглосуточного стационара — на 12,7%, с 0,010536 случая госпитализации до 0,011879 случая при стоимости 100 791,9 руб. на 2025 год.

Увеличен также норматив для оказания медпомощи пациентам с вирусным гепатитом С — в 2,5 раза, до 100 тыс. человек. Средние нормативы объёма при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) будут увеличены на 13,2%, до 0,000719 случая (в 2024 году — 0,000635 случая).

Впервые в проекте ПГГ на 2025 год установлены нормативы объёма медпомощи и нормативы финансовых затрат по отдельным видам операций по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия» в условиях круглосуточного стационара:
* на стентирование коронарных артерий (за исключением федеральных медорганизаций, ФМО) средний норматив объёма составит 0,002327 случая госпитализации, при средней стоимости 193 720,9 руб.;
* на имплантацию частотно-адаптированного кардиостимулятора взрослым (за исключением ФМО) — 0,000430 случая госпитализации, при средней стоимости 254 744,6 руб.;
* на эндоваскулярную деструкцию дополнительных проводящих путей и аритмогенных зон сердца — 0,000378 случая госпитализации, в том числе ФМО — 0,000189 случая, при средней стоимости 306 509,2 руб.;
* на оперативные вмешательства на брахиоцефальных артериях (стентирование/эндартерэктомия) (за исключением ФМО) — 0,000472 случая госпитализации, при средней стоимости 199 504,5 руб.

Увеличены также на 4% по сравнению с текущими средние нормативы объёма помощи по профилю «Медицинская реабилитация» в амбулаторных условиях, в дневном и круглосуточном стационарах.

В 2025 году в ПГГ включены новые методы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи в рамках базовой программы ОМС:
* замена нейростимуляторов и помп на постоянных источниках тока для нейростимуляции головного и спинного мозга, периферических нервов;
* эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушений ритма сердца без имплантации кардиовертера-дефибриллятора;
* мониторинг и периодическая реабилитация детей с хронической сердечной недостаточностью с имплантированными желудочковыми вспомогательными системами кровообращения длительного использования с проверкой функционирования и заменой внешних элементов;
* мониторинг после имплантирования желудочковой вспомогательной системы длительного использования у взрослых;
* комплексная медицинская реабилитация после протезирования нижних конечностей с установкой постоянного протеза.

Врачи раскритиковали проект ПГГ в части расчётов государства на компенсацию стоимости отдельных препаратов. За месяц проект получил около 500 отзывов от специалистов, большинство из них касались затрат на закупки отечественного генно-инженерного биологического препарата неоваскулген (МНН дезоксирибонуклеиновая кислота плазмидная). Его используют для лечения ишемии нижних конечностей — состояния, характеризующегося недостаточным притоком крови. В проекте предлагается платить больницам из бюджета 89 тыс. руб. за каждый случай применения этого препарата в стационаре, однако врачи указывают, что на рынке препарат стоит гораздо дороже, и просят поднять компенсацию до 115–120 тыс. руб. Критике подверглись и другие расчёты затрат медпомощи по ОМС, например, по офтальмологическому профилю.

Согласно планам Минфина, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2025 году составят 1,86 трлн руб. Расходы Федерального фонда ОМС вырастут на 15,4% по сравнению с текущими и впервые превысят 4 трлн руб.

 

Связанные циклы обучения