Вопросы, накопившиеся по процедуре аккредитации, требуют пересмотра.

05.08.2025 03:31:29
Аккредитация медицинских работников в России
Обзор данных
Аккредитация медицинских работников в России проводится уже 10 лет, с 2016 года. Отношение медработников к аккредитации скорее негативное, хотя, если разбираться глубже, всё неоднозначно. Реформы в российском образовании затронули и здравоохранение. В 2003 году страна присоединилась к Болонскому процессу, цель которого — введение единых стандартов высшего образования в Европе. Аккредитация должна была обеспечить сопоставимость различных государственных образовательных систем и возможность конвертации одной в другую.
Дополнение экспертного анализа
Система контроля знаний специалистов была необходима, так как те, кто готовит врачей, контролируют уровень их знаний и допускают к работе, то есть контролируют сами себя. Для независимого контроля знаний специалистов был разработан приказ Минздрава, утвердивший положение об аккредитации специалистов. К сожалению, в документе не отражена роль Национальной медицинской палаты (НМП), единственной в стране организации, соответствующей ст. 76 закона № 323-ФЗ и организующей десятки тысяч врачей для работы в аккредитационных комиссиях.
Минздрав и НМП провели огромную работу по организации аккредитации. С нуля созданы Методический центр, Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ), программное обеспечение и т. д. Нацмедпалатой сформированы аккредитационные комиссии в регионах.
Построенная система контроля позволяет не допускать к врачебной деятельности слабо подготовленных специалистов. По некоторым подкомиссиям число не прошедших аккредитацию может достигать 30%.
Медицинские новости. Только суть.
Свежие препараты, важные законы, открытия, происшествия и скандалы, карьерные советы.
Всё, что важно врачу — за 120 секунд.
Подпишитесь, где удобно: Telegram @edumednmo ВКонтакте edumedru
Значение полученных данных для клинической практики или системы здравоохранения
Аккредитация позволяет оценить качество подготовки специалистов и допустить их к работе. Это важно для обеспечения высокого уровня медицинской помощи. Однако система аккредитации должна постоянно совершенствоваться, чтобы не превратиться в «пустышку», не создавать дополнительных организационных проблем врачам и выполнять главную функцию — оценивать качество подготовки специалистов.
Первичная аккредитация, стартовавшая ещё в 2016 году, должна уже работать без сбоев. Но у членов аккредитационных комиссий к ней возникают вопросы. Например, вуз выпускает 440 врачей, из которых в государственные медучреждения области, по наблюдениям за 10 лет, приходят около 15%, 60–70 специалистов. Может, стоит изменить подходы и проводить аккредитацию по будущему месту работы?
Примеры из реальной клинической практики или медицинских инициатив
В зависимости от результатов аккредитации молодой специалист будет работать врачом или врачом-стажёром. Это позволит более эффективно использовать ресурсы и обеспечить качественную медицинскую помощь.
Нерешённые вопросы и проблемы
Накопившиеся за десятилетие вопросы по процедуре аккредитации требуют переосмысления. Без заинтересованности в этой работе профессионального медицинского сообщества продолжится движение к формализации процесса, пока он не будет признан бесполезным.
Необходимо создать систему непрерывного совершенствования оценочных материалов. Также необходимо разработать порядок проведения периодической аккредитации и критерии оценки портфолио в территориальных аккредитационных комиссиях.
Выводы и рекомендации
Аккредитация медицинских работников — важный инструмент контроля качества подготовки специалистов. Однако система аккредитации должна быть усовершенствована, чтобы обеспечить её эффективность и избежать формализации процесса.
Рекомендации для Минздрава и НМП:
- Провести мероприятия с участием всех организаций, участвующих в процедуре аккредитации, для выявления проблемных вопросов и выработки путей их решения.
- Создать систему непрерывного совершенствования оценочных материалов.
- Разработать порядок проведения периодической аккредитации и критерии оценки портфолио в территориальных аккредитационных комиссиях.
Сравнительный анализ
В других странах существуют системы аккредитации медицинских работников, которые также направлены на обеспечение высокого уровня медицинской помощи. Однако подходы к организации и проведению аккредитации могут различаться.
Например, в некоторых странах врачи могут участвовать в научно-практических конференциях, обучающих семинарах, курсах повышения квалификации для непрерывного повышения квалификации. Затем территориальная аккредитационная комиссия по соответствующей специальности встречается с врачом, оценивает его практическую работу, процесс обучения и даёт разрешение для дальнейшей работы.