29.12.2024
Министерство здравоохранения представило свежие данные об удовлетворённости населения медицинской помощью. По состоянию на 1 октября 2024 года этот показатель достиг 54,9 %. Это почти на семь процентных пунктов выше значения, которое глава ведомства Михаил Мурашко приводил в сентябре.
Согласно информационно-аналитическим материалам о ходе реализации национального проекта «Здравоохранение», которые были разосланы участникам Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), фактический показатель удовлетворённости населения России медицинской помощью по данным Минздрава на 1 октября 2024 года составил 54,9 %. Ведомство отчиталось о перевыполнении плановых значений, установленных в федеральном проекте «Модернизация первичного звена здравоохранения».
В документе говорится, что достигнуто 103,4 % от планового значения (53,1 %). Больше половины (59) регионов перевыполнили план по удовлетворённости населения медицинской помощью. Не удалось это 26 субъектам, включая Амурскую, Архангельскую, Вологодскую, Воронежскую, Нижегородскую, Рязанскую, Саратовскую и Новгородскую области, Чукотский автономный округ, республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Мордовия и Адыгея.
Основными причинами недостижения плановых значений названы:
* недостаточный уровень информированности пациентов об их правах и возможностях медорганизаций с точки зрения оказания услуг населению;
* сложность выбора даты или времени приёма при записи в государственные клиники (на это указали 39,1 % опрошенных);
* трудность записи к конкретному врачу (35,4 %).
Подавляющему большинству россиян (81,9 %), обращавшихся в государственные медучреждения, не предлагали получить бесплатные лекарственные препараты.
Для повышения информированности населения об их правах и возможностях медорганизаций региональным органам здравоохранения субъектов Минздрав рекомендовал:
* проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам охраны здоровья, в том числе о возможности приобрести лекарственные средства в фельдшерско-акушерских пунктах, о дистанционной (онлайн) торговле безрецептурными препаратами и эксперименте по их приобретению по электронным рецептам;
* усилить информационно-разъяснительную кампанию в СМИ;
* размещать информационные блоки в медучреждениях и общественном транспорте.
Уровень удовлетворённости пациентов медицинской помощью в России вырос в июне текущего года до 47,1 %. До пандемии COVID-19 этот показатель был существенно ниже — в пределах 30 %, сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко на лекции студентам РНИМУ им. Н. И. Пирогова в сентябре. Рост показателя он связал с тем, что в годы борьбы с COVID-19 отечественная система здравоохранения продемонстрировала качественную работу.
Годом ранее Мурашко также заявлял, что показатель удовлетворённости россиян государственной медициной достиг максимальных значений (цифры он тогда не привёл). В 2022 году Минздрав оценивал его на уровне 41,4 %. Резкий рост уровня удовлетворённости медпомощью может быть обусловлен тем, что Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава поменял формулу его расчёта. До этого в России не было единой методики определения этого показателя, хотя он с 2022 года включён в федеральный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения» в качестве цели.
В то же время больше половины из 16,1 тыс. участников недавнего опроса Народного фронта сообщили, что оценивают текущую ситуацию в здравоохранении «скорее, как плохую» (52 %). Хорошей её назвали только 35 % россиян. Темой опроса была реализация национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». Улучшение в отрасли отметили 36 % респондентов и примерно столько же — ухудшение (38 %). Каждый четвёртый (26 %) заявил, что ничего не поменялось.