Академик Ройтберг сомневается в эффективности принудительных отработок как способа решения кадровой проблемы.

27.09.2025 03:30:39
Анализ законопроекта о принудительном распределении выпускников медицинских вузов и колледжей
Обзор данных
В конце августа правительство внесло в Госдуму законопроект о переводе всех бюджетных мест в медицинских вузах и колледжах в целевые. В случае одобрения депутатами и подписания документа президентом всем поступающим на медицинские и фармацевтические специальности предстоит заключать договор о целевом обучении и пройти обязательный трёхлетний период наставничества по полученной специальности в клиниках, которые работают в системе ОМС. Судя по тексту законопроекта, новеллы о наставничестве касаются и коммерческих мест. За отказ от выполнения условий при расторжении целевого договора в одностороннем порядке предусмотрена компенсация в трёхкратном размере: в неё войдут средства, затраченные на подготовку учащегося, и штраф в двукратном размере.
Дополнение экспертного анализа
Академик РАН Григорий Ройтберг выразил сомнения в эффективности законопроекта о принудительных отработках выпускников медицинских колледжей и вузов для решения проблемы дефицита кадров в первичном звене здравоохранения. Он отметил, что молодые специалисты должны быть заинтересованы в работе в первичном звене, а не просто быть принуждены к этому. Ройтберг также указал на то, что для полноценной реализации наставничества как дополнительного этапа подготовки нужны учебники и люди, которые их напишут.
Эксперты опасаются снижения числа абитуриентов и нового витка кадрового дефицита в системе здравоохранения из-за законопроекта. В Совете по правам человека при Президенте РФ документ назвали нарушением прав человека.
Выводы и рекомендации
Законопроект о принудительных отработках выпускников медицинских вузов и колледжей может иметь негативные последствия, такие как снижение числа абитуриентов и ухудшение качества подготовки специалистов из-за страха перед обязательствами.
Для решения проблемы дефицита кадров в первичном звене здравоохранения необходимо создать условия, при которых молодые специалисты будут заинтересованы в работе в этой сфере. Это может включать в себя улучшение условий труда, повышение заработной платы, предоставление возможностей для профессионального роста и развития.
Сравнительный анализ
В СССР существовало обязательное распределение выпускников медицинских вузов, которое сейчас предлагается вернуть. Однако эксперты считают, что это может привести к снижению числа абитуриентов и ухудшению качества подготовки специалистов. В других странах существуют различные подходы к решению проблемы дефицита кадров в здравоохранении, включая программы поддержки молодых специалистов, улучшение условий труда и повышение заработной платы.


«Аккредитация по фармации — помощь и сопровождение под ключ.»
«Управление и экономика фармации профессиональная переподготовка 288 часов»
«Курс переподготовки фармация »
«Аккредитация провизоров — помощь и сопровождение под ключ.»
«Повышение квалификации по фармации: дистанционные курсы с удостоверением и баллами НМО»
«Повышение квалификации по фармации: дистанционные курсы с удостоверением и баллами НМО»
«Фармацевт категория получить дистанционно первую, вторую, высшую»
«Обучение на фармацевта с медобразованием дистанционное»
«Аккредитация врачей - экспертиза временной нетрудоспособности - ТУ 72 часа - дистанционно - 72 ЗТЕ»
«Повышение квалификации "Экспертиза качества медицинской помощи в медицинских организациях"»
«Повышение квалификации по организации здравоохранения: дистанционные курсы с удостоверением и баллами НМО»
«Обучение заведующий отделением обучение аккредитация НМО. Под ключ. Дистанционно. Официально.»
«Формирование здорового образа жизни обучение для получения диплома - 72 часа повышение квалификации»
«Курс повышения квалификации для экспертов в системе ОМС - 144 часа»
«Менеджмент в здравоохранении обучение 72 часа»
«Обращение с медицинскими отходами повышение квалификации 36 часов»
«Аккредитация организация здравоохранения и общественное здоровье под ключ - помощь в прохождении от 14 дней»
«Курс профессиональной переподготовки «Организация здравоохранения и общественное здоровье»»
«Категория по организации здравоохранения помощь в получении от 21 дня дистанционно»