Стоимость обучения на платной основе увеличилась в крупнейших медицинских вузах.

25.06.2025 03:32:58
Анализ роста стоимости обучения в медицинских вузах России
Обзор данных
Крупнейшие российские медицинские университеты вновь пересмотрели ценники на обучение. В Сеченовском университете стоимость шести лет обучения для зачисленных в этом году на первый курс по специальности «Лечебное дело» выросла с 5,6 млн до 6,9 млн рублей. Обучение по специальности «Стоматология» подорожало с 4,8 млн до 5,9 млн рублей, «Педиатрия» — с 3,9 млн до 5,3 млн рублей.
В РНИМУ им. Н.И. Пирогова стоимость одного года обучения по специальности «Лечебное дело» выросла с 600 тыс. до 800 тыс. рублей, по «Педиатрии» — с 450 тыс. до 650 тыс. рублей, по «Стоматологии» — с 650 тыс. до 850 тыс. рублей.
В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова стоимость одного года учёбы по программе «Лечебное дело» поднялась на 40%, до 734 тыс. рублей.
В Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете общая стоимость обучения по специальности «Лечебное дело» подросла с 1,67 млн до 1,89 млн рублей, по «Педиатрии» — с 1,66 млн до 1,88 млн рублей.
Дополнение экспертного анализа
Основатель профильного telegram-канала «Наука и университеты» профессор Евгений Белый прокомментировал рост стоимости высшего образования, отметив, что администрации медицинских вузов могут стремиться снизить нагрузку на профессорско-преподавательский состав и инфраструктуру, отсекая менее платёжеспособный контингент. Также профессор указал на растущую популярность медицинского образования и спрос со стороны иностранных студентов как факторы, стимулирующие рост стоимости обучения.
Авторы доклада НИУ ВШЭ объясняют рост численности студентов-«платников» в российских вузах тем, что в стране «начинает формироваться культура готовности платить за качественное и востребованное на рынке труда высшее образование».
Выводы и рекомендации
Рост стоимости обучения в медицинских вузах может иметь негативные последствия для доступности медицинского образования и подготовки квалифицированных специалистов. Необходимо разработать механизмы государственного регулирования стоимости обучения, которые обеспечат доступность образования для всех слоёв населения.
Рекомендации для вузов:
- Не превышать уровень инфляции при повышении стоимости обучения.
- Разрабатывать программы финансовой поддержки для студентов из малообеспеченных семей.
- Стимулировать развитие партнёрских программ с работодателями для обеспечения трудоустройства выпускников.
Сравнительный анализ
В отличие от резкого роста стоимости обучения в ведущих медицинских вузах, в Башкирском государственном медуниверситете расценки на обучение по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» остались прежними. Это может свидетельствовать о том, что некоторые вузы сохраняют более консервативный подход к повышению стоимости обучения.